Гимнастика для язычка


Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. Это оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения.
Упражнения артикуляционной гимнастики помогают снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции, развивают умение выполнять точные движения языка, губ, челюсти и ощущать их, т.е. помогают ребенку научиться управлять органами артикуляции. Что необходимо для правильного произнесения звуков.
При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:
- Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые двигательные навыки закреплялись.
- Каждое движение выполняйте перед зеркалом. Упражнения выполняйте в течение 3 – 5 минут.
- Движения проводите неторопливо, ритмично, четко.
- Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка).
- Помните: гимнастика не должна ребенку надоедать. Следите, чтобы он от нее не уставал.


Самомассаж   языка
1. Покусать зубами «кончик» языка.

2. Покусать зубами «спинку» языка.

3. Попеременно жевать «края» языка.

4. Пожевать оба «края» языка.

5. «Наказать» язык губами («пя – пя – пя»).

6. «Наказать» язык зубами («тя – тя – тя»).

7. «Причесать» язык зубами («расчёска»).

8. «Погладить» ласково губами («утюжок»).

9. «Постучать» языком в «заборчик» на «д-д-д» («автомат»).

10. «Постучать» языком в «заборчик» на «т-т-т» («пулемёт»).



 Комплекс артикуляционной  гимнастики

«Заборчик» -  верхние  зубы  поставить  на  нижние,  губы растянуть  в  улыбке.
«Хоботок»  -  сделав  «заборчик»,  губы  вытянуть  вперед  трубочкой.
«Лопаточка»  -  положить  широкий  язык  на  нижнюю  губу,  расслабить  его,  язык  не  должен  дрожать,  держать  под  счет  до  10.
«Иголочка»  -  рот  широко  раскрыть,  язык  вытянуть далеко  вперед,  напрячь  его,  сделать  узким,  язык  не  касается  губ.
«Трубочка»  -  высунуть  широкий  язык,  боковые  края языка  загнуть  вверх,  подуть  в  получившуюся  трубочку,  выполнять  медленно.
«Горка»  -  рот  приоткрыть,  широкий  язык  упирается  в верхние  передние  зубы,  под  счет  до  10.
«Чашечка»  -  рот  широко  раскрыть,  широкий  язык поднять  кверху,  подтянуться  к  верхним  зубам,  но  не  касаться  их.
«Часики»  -  высунуть  узкий  язык,  тянуться  языком  вправо-влево.
«Качели « - высунуть  узкий  язык,  тянуться  языком  то  к  носу,  то  к  подбородку,  рот  при  этом  не  закрывать.
«Вкусное  варенье» -  «слизывать  варенье»  широким  языком  с  нижней  и  верхней  губы,  выполнять  медленно,  язык  не  должен  дрожать.
«Змейка» -  рот  широко  открыть,  язык  сильно  высунуть  вперед,  напрячь,  сделать  узким,  максимально  выдвинуть  вперед  и  убрать  вглубь  рта.
«Маляр»  -  улыбнуться  и  широко  открыть  рот,  поднять  кончик  широкого  языка  вверх  (к  зубам)  и  поглаживать  небо  от  зубов  к  горлу  и  обратно.
«Лошадка»  -  присосать  язык  к  небу,  щелкать  языком,  медленно,  сильно  тянуть  подъязычную  связку.
«Грибок»  -  раскрыть  рот,  присосать  язык  к  небу,  губы  растянуть  в  улыбке,  язык  не  должен  отрываться  от  неба.  
«Гармошка»  - раскрыть  рот,  присосать  язык  к  небу,  не  опуская  языка,  открывать  и  закрывать  рот,  стараться  открывать  все  шире,  выполнять  медленно,  сильно,  под  счет.
«Пулемет»  -  рот  широко  раскрыт,  широкий  язык  поднять  за  верхние  зубы,  ударять  кончиком  языка  о  зубы,  язык  не  опускать,  произносить  «т-т-т».
«Парус»  -  широкий  язык  поднят  парусом  за верхние  зубы,  но  не  прижат  к  небу.


Упражнения для формирования
свистящих звуков [с],[з],[ц].
1. «Загнать мяч в ворота»
Вытянуть губы вперед трубочкой и продолжительное время дуть на ватный шарик (лежащий на  столе перед ребенком), загоняя его между кубиками.
1)  Необходимо следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
2) Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
2.  «Наказать непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки  пя-пя-пя, затем покусывать зубами  тя-тя-тя. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от  одного до пяти-десяти.
При выполнении упражнения:
1) нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы;
2) язык должен быть широким, края его касаются  уголков рта;        .
3) похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следите, чтобы  ребенок не задерживал при этом дыхание. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ко рту ребенка ватку или  полоску бумаги и, если упражнение выполняется правильно, она будет отклоняться. Это упражнение способствует также выработке направленной воздушной струи.
3. «Кто дальше загонит мяч?»
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося  длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный  край  стола.
 Следите, чтобы:
1) нижняя губа не натягивалась на нижние зубы;
2) не надувались щеки;
3) дети произносили звук ф, а не звук  х,  т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
4. «Почистим зубки»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть  рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом  снизу вверх.
Следите, чтобы при выполнении  упражнения:
1) губы были неподвижны, находились в положении улыбки;
2) кончик языка, двигаясь из стороны в сторону, должен находиться у десен, а не скользить по верхнему  краю зубов. При движении снизу вверх кончик языка  должен быть широким и начинать движение от корней нижних зубов.



Упражнения для формирования

правильного произношения шипящих звуков: [ш],[ж], [ч], [щ]


1.  «Наказать непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки  пя-пя-пя, затем покусывать зубами  тя-тя-тя. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от  одного до пяти-десяти.
При выполнении упражнения:
1) нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы;
2) язык должен быть широким, края его касаются  уголков рта;        .
3) похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следите, чтобы  ребенок не задерживал при этом дыхание. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ко рту ребенка ватку или  полоску бумаги и, если упражнение выполняется правильно, она будет отклоняться. Это упражнение способствует также выработке направленной воздушной струи.
2. «Бублик»
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд, верхние и нижние резцы видны.
3. «Вкусное варенье»
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая  языком движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Выполняя упражнение, следует:
1) следить, чтобы работал только язык, а  нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем);
2) язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык. Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
4.  «Грибок»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать  тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку, поэтому такое упражнение называется «грибок».)
При этом необходимо:
1) следить, чтобы губы были в положении улыбки;
2) боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться;
3) при повторении упражнения надо открывать рот шире.
5. «Гармошка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше  удерживать  язык в верхнем положении.
При выполнении упражнения необходимо следить, чтобы:
1) при открывании рта губы были неподвижны;
2) рот открывался и закрывался и удерживался в каждом положении под счет от трех до десяти;
3) при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
6. «Кто дальше загонит мяч?»
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ ф],сдуть ватку на противоположный край стола.
7. «Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную нa  кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
При выполнении упражнения следить, чтобы:
1) нижняя челюсть была неподвижной;
2) боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык;
3) нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.


Упражнения для формирования  правильного произношения звуков
Р, Рь
1. «Автомат»
Выполнить упражнение «Заборчик». Напряжённым кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д». Убыстрять темп.
2. «Пулемёт»
Выполнить упражнение «Заборчик». Напряжённым кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчётливо произнося «т-т-т». Убыстрять темп.
3. «Барабанщики»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д».
4. «Шмель»
Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идёт воздушная струя, подключается голос.
5. «Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
6. «Гармошка»
Рот раскрыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
7. «Маляр»
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
8. «Вкусное варенье»
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
9. «Грибок» (счёт до 5, до 10)
Рот открыть. Язык присосать к нёбу.
10. «Индюк»
Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка
по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл (как индюк болбочет).
11. «Фокус»
Учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть,
язык «чашечкой» высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлочку.



Упражнения для формирования правильного произношения звуков
Л, Ль
1. «Индюк»
Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл» (как индюк болбочет).
2. «Пароход гудит»
Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы]
3. «Самолёт гудит»
Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы] проталкивать кончик языка между верхними  и нижними резцами, удерживать его в этом положении. Слышится  Л.
4. «Вкусное варенье»
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
5. «Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
6. «Качели»
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
7. «Иголочка»
Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперёд.
8. «Грибок» (счёт до 5, до 10)
Рот открыть. Язык присосать к нёбу.












Комментариев нет:

Отправить комментарий